Выйти
KZ

Пальчиковые игры для малышей: развитие мелкой моторики

Рассказать в Telegram Расcказать Вконтакте

Ученые давно заметили связь между развитием моторной и речевой функций. Формирование тонких движений пальцев и их координации сказывается на высшей нервной деятельности. Пальчиковые игры для малышей стоит начинать в самом раннем возрасте и регулярно ими заниматься. Это будет способствовать гармоничному развитию ребенка.

Пальчиковые игры для малышей: развитие мелкой моторики

Фото: Косинова Е.М. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких. — М.: Эксмо: ОЛИСС, 2012.

Пальчиковые игры для малышей: для чего, как проводить

С древних времен известно, что движения пальцев рук напрямую связаны с речевой деятельностью. Изначально человеческое общение происходило посредством жестов. Постепенно жестикуляция стала сопровождаться возгласами, выкриками и слогами.

На протяжении тысячелетий из поколения в поколение в человеческом мозге формировалась площадь двигательной проекции руки. Развитие функций кистей рук, пальцев и речи происходило параллельно и во взаимодействии.

Развитие речи ребенка идет таким же путем. В первую очередь развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Дальнейшее совершенствование речевых реакций напрямую зависит от степени тренированности движений пальцев.

Многочисленные исследования подтвердили, что именно тонкие движения рук и пальцев особенно эффективно стимулируют развитие речевой функции. О степени взаимосвязи между развитием речи и состоянием двигательной сферы в своей статье пишет В.П. Дудьев. Он отмечает, что в случае органических или функциональных нарушений в отделах речевого аппарата зачастую возникают и двигательные проблемы.

Читайте также

Эффективные упражнения для скорочтения

Эту взаимосвязь нужно учитывать при работе с детьми, особенно в случае сложностей с развитием речи. Движение и речь выступают важнейшими факторами, которые обеспечивают ребенку процесс познания предметного мира и формирование сенсорно-моторного сознания.

Эффективным и важным элементом развития мелкой моторики являются пальчиковые игры. Как отмечает в своей статье С.В. Терешкина, пальчиковая гимнастика делает руки послушными, формирует пальцевую пластику и стимулирует у ребенка развитие фантазии и творческих способностей.

Мне и моим коллегам нередко приходится наблюдать недостаточный уровень развития речевых навыков у детей. Отчасти это связано с тем, что дети разного возраста производят мало действий руками.

Современная одежда и предметы обихода удобны, функциональны и автоматизированы и не требуют дополнительных усилий. При этом детские игры для маленьких — основной и естественный вид деятельности и познания мира. Поэтому введение в игровой процесс обучающих элементов будет органично восприниматься ребенком.

Пальчиковые игры для детей — это инсценировка стишков, рифмовок, игровых сценок и сказок при помощи движений рук и пальцев. Такие игры для маленьких деток способствуют развитию мелкой моторики, ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться.

Читайте также

Когда ребенок начинает говорить

Старший преподаватель Мичиганского университета К. Мозес говорит о том, что пальчиковые игры, стихи и песни в раннем возрасте способствуют развитию памяти и изучению языков. Также она рекомендует использовать в играх ритмические упражнения, так как они улучшают общую моторику и восприятие ритмики речи.

Пальчиковые игры для малышей: развитие мелкой моторики

Фото: Косинова Е.М. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких. — М.: Эксмо: ОЛИСС, 2012.

Очень важно, чтобы ребенку была интересна игра, пальчики в которой главные участники. Начиная заниматься с малышом, соблюдайте общие правила:

  • Во время игры руки должны быть теплыми. Если в помещении прохладно, можно согреть руки в теплой воде.
  • Избегайте принуждения. Ребенок должен быть заинтересован в игре.
  • Не перегружайте ребенка. Достаточно 1–2 игр в день, хотя, если малыш просит, можно играть чаще.
  • Старайтесь играть с ребенком в одно и то же время.
  • В соответствии с возрастом просто и понятно объясняйте и показывайте, в чем состоит суть игры.
  • Ребенка нужно хвалить за успехи и поощрять, не стоит фиксировать внимание на неудачах.
  • Играйте увлеченно и радостно. Даже если на игру есть совсем не много времени, оно должно быть полностью посвящено малышу.

Во время пальчиковых игр большое внимание уделяется массажу кистей рук и пальцев. Как отмечает в своей книге С.О. Ермакова, при массаже применяется несколько видов растирания: кругообразное, при помощи подушечек пальцев, ребром ладони, спиралевидные и зигзагообразные движения.

При работе с детьми я лично наблюдала, как положительно влияют на малышей игры для пальчиков: они становятся более активными и общительными, лучше выражают свои эмоции и отношение к происходящему. Кроме того, развитие ловкости пальцев важно для будущих навыков письма, рисования и практически любой деятельности, необходимой для социализации ребенка.

Пальчиковые игры для малышей: примеры по возрасту

Практика показывает, что начинать игры с пальцами можно в самом раннем возрасте:

Пальчиковые игры для детей до года

Как и мои коллеги, я рекомендую приступать к тренировке рук в возрасте 6–7 месяцев. В первую очередь игры для грудничков — это массаж кистей рук и каждого пальчика. Деликатное разминание и поглаживание стоит проводить ежедневно в течение 2–3 минут.

Игры для младенцев в основном сводятся к сгибанию и разгибанию пальчиков родителями, но с 6 месяцев малыш может делать это самостоятельно.

Пальчиковые игры для самых маленьких можно подключать уже с десятимесячного возраста, постепенно увеличивая амплитуду движений. В этом возрасте игры построены на тактильном взаимодействии с ребенком: через прикосновения и контакт дети осваивают и запоминают новые моторные навыки.

Пальчиковые игры для детей 1–3 лет

Со временем занятия становятся более сложными и активными:

  • Пальчиковые игры для детей 1 года.

Игры с годовалыми малышами способствуют установлению эмоционального контакта с родителями. Поэтому важно, в какой обстановке происходит игра. Стоит выбирать время, когда малыш отдохнувший и активный. Перед разучиванием новой игры покажите, как она выглядит, на своих пальцах.

Очень популярная игра — водить пальцем по раскрытой ладошке, проговаривая стишок про «Сороку-белобоку», «Ладушки» или «Козу рогатую». Можно поочередно покачивать каждый пальчик. Затем в какой-то момент малыш должен постараться ухватить взрослого за палец. Такая игра развивает реакцию и координацию движений.

При этом пальчиковые игры стоит сопровождать стишками, присказками и поговорками. Поначалу для малышей основное значение имеют интонации, но после 6 месяцев они уже реагируют на знакомые слова и звукосочетания.

  • Пальчиковые игры для детей 2 лет.

С двух лет стоит дополнить привычные игры работой с предметами. Полезным будет катание по поверхности круглых предметов разного размера. Сортировка небольших фрагментов способствует развитию концентрации, внимания и ловкости пальчиков.

В этом возрасте дети хорошо запоминают и повторяют показанные движения. Важно, чтобы разнообразные пальчиковые гимнастики вошли в привычку и занятия проводились регулярно.

В своей практике при работе с детьми 2–3 лет я включала пальчиковые игры в процесс одевания и умывания. Это помогало организовать ребенка, сделать процесс одевания ритмичным и интересным, с элементами игры.

Малышам сложно концентрироваться в течение долгого времени, поэтому игры должны продолжаться несколько минут, во время которых ребенок не будет отвлекаться. Постепенно игры для пальчиков становятся более активными, проводятся в игровой форме, сопровождаются стишками и потешками, которые малыши повторяют вслед за родителями.

Далее пальчиковые игры стоит дополнить энергичными движениями кистями рук, например имитируя замешивание теста или забивание гвоздей. Также при помощи рук и пальцев можно изображать предметы или иллюстрировать сказки, показывая домик, крылья птиц, цепочки, собирая пальцы в щепотку и т. д. Объединение пальчиковых игр и сказочных сюжетов способствует развитию воображения и творческого мышления у детей.

  • Пальчиковые игры для детей 3 лет.

С трех лет игры должны становиться более разнообразными. В них стоит включать элементы зарядки и гимнастики, а также использовать дополнительные предметы. Мой опыт показывает, что перед началом игры с новым предметом ребенку нужно с ним познакомиться, ощутить тактильно его особенности, поиграть и привыкнуть. Если это обруч, кубик или мяч, пусть вначале ребенок свободно поиграет с ним, а после приступает к выполнению заданий.

Читайте также: Пальчиковая гимнастика для детей: простые и полезные игры

Постепенно игры с пальчиками становятся все более сюжетными: можно изображать сценку из любимой книги или импровизировать, играть в ручной театр или придумывать историю на ходу, используя для этого руки. Например, зацепившись двумя большими пальцами и имитируя движения крыльев остальными, ребенок изображает птицу, волнообразные движения подойдут для имитации воды.

Пальчиковые игры можно проводить не только в специально отведенное время — здесь всегда уместна спонтанность и импровизация. В качестве примера, приведу свой опыт пальчиковых игр во время прогулки. Наблюдая за окружающими предметами, растениями и животными, ребенок изображает увиденное при помощи рук и описывает то, что он делает словами. Это хорошая практика для развития образного мышления.

Пальчиковые игры для малышей: развитие мелкой моторики

Фото: Косинова Е.М. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких. — М.: Эксмо: ОЛИСС, 2012.

Пальчиковая гимнастика для детей 4–5 лет

Одна из главных задач в этом возрасте — подготовка к письму. Как отмечает в своей статье Ф.Х. Джафарова, для быстрого и правильного формирования навыков письма у детей дошкольного возраста необходимо увеличить объем упражнений для мелкой моторики.

В этот период важно развивать и укреплять мускулатуру пальцев. Для этого подойдет: работа с мелкими предметами: бусинами, пуговицами, спичками, также можно сортировать и перебирать зерно.

Подбирая пальчиковые игры для дошкольников, обратите внимание на пальчиковый театр. Это старинный и традиционный вид игры, который не только способствует развитию моторики, но и раскрывает артистические способности ребенка. Существуют такие варианты:

  • «Топотушки».

Самый простой вариант пальчикового театра — «топотушки»: на пальчики надевается одежда для кукол, и топающими движениями дети имитируют действия героев. Сначала используются два пальца, а затем подключаются остальные.

  • Перчаточный театр.

Более интересный вариант — перчаточный театр с использованием перчаточных кукол. Разыгрывая простые сценки, ребенок тренирует действия пальцев, кистей рук, развивает эластичность связок, координацию и гибкость.

  • Театр теней.

Самый красивый и сложный вариант игры — театр теней, который требует достаточно развитых навыков ручной работы. С помощью обеих рук и сложных комбинаций пальцев дети и взрослые могут разыгрывать интересные спектакли, используя ширму и источник света. Этот вид деятельности требует определенной подготовки, поэтому подойдет детям среднего и старшего дошкольного возраста.

Пальчиковые игры для малышей — это не только прекрасная возможность провести время со своим ребенком, но и очень полезное занятие, благодаря которому ребенок легко и с удовольствием освоит необходимые навыки мелкой моторики. Практический опыт подтверждает: уделяя пальчиковым играм немного времени ежедневно, спустя годы можно получить прекрасный результат и облегчить ребенку процесс познания мира.

Читайте также: Дыхательная гимнастика для детей для развития речи

Внимание! Материал носит лишь ознакомительный характер. Не следует прибегать к описанным в нем методам лечения без предварительной консультации с врачом.

Источники:

  1. Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. Что делать, если устали пальчики? — М.: Риппол-Классик, 2011. — 256 с. — Режим доступа: http://booksonline.com.ua/view.php?book=101348
  2. Джафарова Ф.Х. Развитие навыков письма у детей старшего дошкольного возраста через систему пальчиковых игр и упражнений // Дошкольная педагогика. — 2010. — №6. — С. 12–14. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-navykov-pisma-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-cherez-sistemu-palchikovyh-igr-i-uprazhneniy/viewer
  3. Дудьев В.П. Взаимосвязь развития двигательной и речевой функциональных систем человека в нормальном и нарушенном онтогенезе // Вестник ТГПУ. Серия: Педагогика. —2006. — Выпуск 10 (61).— С. 112–116. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-razvitiya-dvigatelnoy-i-rechevoy-funktsionalnyh-sistem-cheloveka-v-normalnom-i-narushennom-ontogeneze/viewer
  4. Терешкина С.В. Особенности пальчиковых игр и их влияние на развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением интеллекта (из опыта работы) // Педагогический журнал. — Том 7. — 2017. — №2. — С. 152–159. — Режим доступа: http://publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2017-2/15-tereshkina.pdf
  5. Kendra Moyses. Fingerplays and songs encourage development in young children // Michigan State University Extension. — 2012. — 17 October. — Режим доступа: https://www.canr.msu.edu/news/fingerplays_and_songs_encourage_development_in_young_children

Автор: кандидат медицинских наук Анна Ивановна Тихомирова

Рецензент: кандидат медицинских наук, профессор Иван Георгиевич Максаков

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах первыми!

Читайте также
Пальчиковые игры для малышей: развитие мелкой моторики